Группа № 5 детского сада "Солнышко" ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля Самарской области

"Мини - музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста"

В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Музейная педагогика, совместное создание музея в группе вместе с родителями и детьми  удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию.  Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

 Существуют следующие педагогические функции музея:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к объектам старинной утвари;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музея, его значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко именно музей становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются знания о предметах старины, о необходимости бережного отношения к ним. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

Назначение музея в ДОУ – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи  постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

В феврале в нашей группе начал функционировать музей старинных вещей «Из бабушкиного сундучка».Дети и родители охотно приняли участие в создании нашего музея: здесь представлены и деревянные вазы ручной работы 60-х годов, и чугунный утюг ХХ века, и шкатулки, а также бижутерия, пуховые платки, полотенца с вышивкой ручной работы…Музей будет постоянно пополняться и обновляться!

Воспитатель Телицына Л. В
25 февраля 2015 в 13:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.