Группа № 5 детского сада "Солнышко" ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля Самарской области

Возрастные кризы у детей

addnews.html;0.6459759523733457

 Капризный, упрямый, непослушный - такуюхарактеристику родители и педагоги часто дают детям, с которыми им стало трудносправляться. Но нет ли в неправильном поведении ребенка вины самихвоспитателей? Умеют ли они считаться с особенностями детского возраста? Ребенокне может всегда оставаться одинаковым. Ведь детство само посебе— это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен.

Общая и нервно-психическая реактивностьребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развитиячередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто весьмабурными и резкими, недаром они получили название возрастных кризов.
Первый возрастной криз у детей приходится на интервал между 2и 4 годами, второй— от 6 до 8 лет, третий,илипубертатный,— от 12 до 14 лет.
Возраст после двух лет такой, казалось бы, нежный, нередко становится возрастомнеобъяснимого упрямства и негативизма. В еще небогатом словаре ребенка самымчастым становится "не хочу". Впрочем, он не столькоговорит, сколько действует: вы зовете его, а он убегает, вы просите положитьигрушку в коробку, а он швыряет ее на пол, вы говорите ему, что хлеб крошитьнельзя, а он нарочно крошит.

Ваш отказ в какой-то его просьбе, запретчто-то брать, куда-то идти вызывает реакцию протеста. Малыш кричит во весьголос, топает ногами, а бывает, и замахивается на вас со злым и сердитым лицом,со слезами на глазах.
Что случилось? Скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет,начинает ощущать себя личностью. Это повышает его активность,самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. А силенок, умения ещене хватает. Что-то ему не нравится, что-то не получается. И всюнеудовлетворенность он выражает вот такими средствами...
Не надо сердиться на ребенка, пытаться "переломить" его, отвечать наего крик криком, тем более наказывать. Такая позиция взрослых может лишьзакрепить неправильное поведение, а иногда и дать толчок формированиюотрицательных черт характера.
Подумайте, нет ли у ребенка причин для капризов и упрямства. Может быть, онтяготится излишней строгостью, слишком частыми запретами? Может быть,отрицательно относится к кому-либо— допустим, его обижают старшие дети?
Найдите в себе силы терпеливо отнестись к топанию ногами или крику. Учтите, чторебенок иной раз и сам бы рад успокоиться, да не может. Помогите ему.переключив его внимание на что-то, не имеющее отношения к данной ситуации, скажем,на голубя, севшего на подоконник, на яркую картинку в книжке, поставьте напроигрыватель пластинку, которую он любит.
Если позиция взрослых правильна, подобные нарушения в поведении ребенка обычночерез полгода-год проходят.
Но надо иметь в виду, что в период первого возрастного криза иногда проявляютсяи серьезные психические отклонения. Резкая гормональная перестройка, связаннаяс активизацией ядер промежуточного мозга и гипофиза, интенсивное развитиепроцессов познания, происходящее в этом возрасте, нередко способствуютвыявлению таких нервно-психических заболеваний, как шизофрения и эпилепсия.
У некоторых начинает отчетливо формироваться своеобразное отклонениепсихического развития — ранний детский аутизм. Его характерная черта— резкоеослабление потребности в контактах с окружающими. Ребенок ни с кем не хочетразговаривать, у него отсутствуют эмоциональные реакции на поведениеокружающих— он не улыбается, не смеется, не пугается, не проявляет интереса кигрушкам, животным, к появлению новых людей; живет как бы отгороженным отвнешнего мира. Его развлечение— это повторяющиеся однообразные движения,например, вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, раскачиваниетуловища...
Такие странности в поведении ребенка, отсутствие естественных детских интересовдолжны насторожить. Надо обязательно показать малыша детскому психоневрологу.Психические заболевания, начавшиеся в раннем возрасте, имеют, к несчастью,неблагоприятное течение, и, естественно, чем раньше начато лечение, тем большенадежд на то, что оно будет успешным.
Второй возрастной криз совпадает с периодом интенсивногофизического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложныхнервно-психических функций, И как раз в это напряженное для организма времяменяется социальный статус ребенка — он становится школьником. Необходимостьприспособиться к новому окружению и к новым требованиям создает у некоторыхдетей предпосылки для формирования комплекса отклонений и нарушений поведения,объединяемых условным термином "школьный невроз". Ребенок становитсяочень тревожным, боится опоздать в школу, что-то сделать не так; у негонарушается аппетит, особенно по утрам, появляется тошнота и даже рвота. Вдругих случаях ребенок, наоборот, не хочет вставать, одеваться, чтобы идти назанятия, забывает задания, не может приспособиться к дисциплине, не отвечает навопросы учителя. Чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достиглишкольного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников.Не спешите поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка,если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этомуподготовлен.

Первоклассников, кроме, конечно, крепких,выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальныхшколах, спортивных секциях, студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе.
Физиологические особенности данного возраста (6—8 лет), психологическиетрудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсациютех скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны сосложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Этопроявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством,возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. Итогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача.
Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлятьнепосильных требований и уж, конечно, не наказывать за грязь в тетради или невыученныйурок,— так можно только усилить негативное отношение к учению.

Нельзя упускать из виду, что именно в 7—8 лету детей с неуравновешенной нервной системой, особенно у мальчиков, впервыемогут появиться такие нарушения поведения, как уход из дома, бродяжничество.Вначале это обычно связано со страхом наказания, протестом против ссорродителей или каких-то иных неприятностей, пережитых дома.
Наиболее выраженные физиологические и психологические изменения происходят в12—15 лет.
Подросткам-мальчикам в этом возрасте свойственны возбудимость, несдержанность,нередко агрессивность, у девочек преобладает неустойчивость настроения. Для техи других характерно сочетание повышенной чувствительности и обидчивости сэгоизмом, равнодушием, а нередко и с черствостью к окружающим, в том числе ксамым близким. Стремление к самостоятельности, вернее, независимости отвзрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка нарискованные поступки. Не умея утвердиться в учении, творчестве, спорте,утверждаются, приобщаясь к курению, алкоголю, наркотикам, вступая в ранниеполовые связи, а иногда и совершая правонарушения.
Для подростков типичны реакции группирования, то есть стремление квремяпрепровождению в группе сверстников— это для них тоже один из способов самоутверждения.
Наконец, надо знать еще об одной особенности подросткового криза. Эмоциональнаянеустойчивость, недостаточный жизненный опыт, склонность к импульсивнымрешениям по типу "короткого замыкания" могут в какой-то труднойситуации толкнуть возбудимого подростка к попытке самоубийства.
Особенно велики трудности переходного возраста у подростков состаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга, сзадержкой интеллектуального развития. И не ясно ли, как важно своевременноелечение неврологических заболеваний, забота о расширении кругозора ребенка, оформировании у него здоровых интересов.
Подросток требует не меньшего, а, может быть, большего внимания родителей, чемпервоклассник. Но относиться к нему надо не как к ребенку, а как к взросломуили почти взрослому, учитывать, как болезненны для него уколы самолюбия. Еслихотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения,а постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринялего, как свое собственное.
Грань между естественными особенностями третьего криза и возникающими у детей ввозрасте 12—15 лет психическими расстройствами иногда трудноуловима. Но овозможности таких расстройств надо знать: в этот период, особенно приускоренном темпе физического и полового созревания, может выявиться скрытаяпредрасположенность к некоторым серьезным психическим заболеваниям, в частностик шизофрении и маниакально - депрессивному психозу.
Если поведение подростка не укладывается в рамки обычного, если вы замечаете унего резкие колебания настроения, причудливые увлечения, если он стал оченьзамкнут, холоден, отрешен от обычных для его сверстников занятий и интересов,обратитесь к психиатру. Сейчас во многих психоневрологических диспансерах есть подростковыепсихиатры, хорошо знающие особенности именно этого возраста. Такой специалиствам поможет.
Возрастные кризы закономерны. Но протекать они могутпо-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это нетолько от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большойстепени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почтигарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, еслисамим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царитдоброжелательная, спокойная атмосфера.

Педагог - психолог Сугак. А. В

24 февраля 2015 в 18:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.