На самое обычное предложение — помыть руки,готовиться ко сну, убрать игрушки — ребенок отвечает либо молчаливымнеповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детейпроявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как кзакономерным явлениям дошкольного возраста.
Считать, что капризы и упрямство обязательносопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и этоне возрастная их особенность. Но все же капризы чаще проявляются в дошкольномвозрасте. Чем это вызвано?
Безусловно, склонность к капризам связана свозрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, темярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность,несдержанность.
Но все же причины капризов иупрямства ребенка заключаются в неправильном подходе к его воспитанию.
Капризы могут выражаться возбужденнымэмоциональным состоянием ребенка, беспричинной сменой желаний, которые, с точкизрения взрослого, лишены смысла. Однако в капризах малышей есть своя внутренняялогика.
Неправильноевоспитание – главная причина капризов
Но часто причины капризов заключаются внеправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворениясвоих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малышаформируется привычка добиваться делаемого с помощью плача и крика. Незаметнозакрепляясь, эта привычка становится чертой характера.
Чем младше ребенок, тем неосознаннее егонегативные проявления, которые, как уже говорилось, часто заменяют ему неумениеобъяснить взрослым свое желание. По мере роста ребенка и развития его сознаниякапризы начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер,становятся привычным способом поведения для достижения цели.
Часто капризы ошибочно принимают за нервныепроявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топаетногами, ложится на пол и кричит. Родителям следует показать ребенкаврачу-специалисту, чтобы исключить предположение о нервности.
Что делать если ребенок капризничает?
· Дайте ребенкупобыть с самим собой
Прежде всего,научиться внешне спокойно переносить крик ребенка. Лучше в такой моментоставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние. Нужно понимать,что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих. Если же малышпостоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, топривычка имитировать истерику постепенно исчезнет.
· Каприз илипотребность?
Если ребенок можетспокойно объяснить, зачем ему нужно «то-то», то это не каприз, а потребность.Следует помнить, что потребности взрослых и детей различны в корне. И не стоитпренебрегать детскими потребностями, поставьте себя на место вашего ребенка.
· Уделяйте ребенкувнимание
Ребенку с самогоначала жизни необходима родительская любовь. Однако если он окружен излишнейзаботой и вниманием, он бессознательно начинает злоупотреблять ими. Так, уже вконце первого года жизни его крик, плач могут означать не только то, что онхочет, есть или пить. Плач становится для него способом позвать к себеродителей, обратить на себя их внимание. В последствии это может привести кпостоянным капризам.
· Не кричите наребенка
Даже если у Васуже нет сил, слушать крики и наблюдать безобразное поведение своего ребенка,постарайтесь сдержать себя (Вы все-таки старше) и спокойным тоном объяснитьсвое решение. Вы пример для своего ребенка, он копирует Ваше поведение.
· Не говоритепросто «нет»
Иногда бываетдостаточно сложно объяснить, почему Вы не разрешаете ребенку что-либо.Достаточно распространенная ситуация: ребенок просит игрушку в магазине, ародители просто говорят «нет». Ребенок начинает плакать и упрашивать, ародители раздраженно отказывают. Это в корне не правильно. Нужно объяснитьпочему «нет». Ваш ребенок гораздо умнее, чем Вы думаете, и он тоже имеет правознать, почему у него не будет этой прекрасной на его взгляд игрушки.
· Не ущемляйтеребенка
В определенномвозрасте дети начинают активно познавать мир. Им интересно все, что их окружаети Ваши вещи в том числе. Постарайтесь, с самого раннего возраста объяснитьребенку что есть «свое» и «чужое». И что чужое брать не надо. Но если все жеребенок взял какую-то из Ваших вещей, не отнимайте ее у него, а предложитеальтернативу. Например, ребенок взял Ваш мобильный телефон, и не хочет отдаватьего обратно. Кричит и ругается с Вами – одним словом капризничает. Вы должнывзять какую-либо из его вещей (игрушек) и предложить обмен. В 90% случаевребенок соглашается. При этом не забудьте объяснить, что «это мамино» и нельзябрать это без разрешения. На этом конфликт будет исчерпан. И все осталисьдовольны.
· Не потакайтекапризам ребенка
Иногда родителипозволяют ребенку больше, чем нужно. Очень быстро ребенок начинает считать, чтоему можно все. Так продолжается до тех пор, пока не поступит первый отказ. Воттут-то и начинаются капризы истерики. Поймите, бездействие иногда хужедействия. Прощая ребенку все, Вы его балуете. Если ребенок делает, что-то чтоВас не устраивает, нужно сказать ему об этом. Спокойно и обстоятельнообъяснить, почему Вы не хотите, чтобы он это делал. Причем, аргументы приводитьнужно действительно весомые, а не «Я сказала, не делай так!». Не делайте изсебя идола.
Если Вам ненравиться, что ребенок долго смотрит телевизор, скажите ему о том, что Выбеспокоитесь за его глазки, что от телевизора они устают, и что детям можносмотреть его только чуть-чуть. В этом месте ребенок обычно начинаеткапризничать, но Вы как грамотный воспитатель можете предложить ему заняться чем-тодругим (более интересным для него), например, поиграть вместе в его любимуюигру. Но если Вы попросите его не смотреть телевизор больше, он начнет плакатьи кричать, и Вы уступите, считайте что Вы «проиграли» и теперь ребенок понял,что Вас можно и не слушать, и будет Вами манипулировать.
· Поменяйтесьместами
Этот метод хорошдля детишек после 3 лет. Они уже хорошо Вас понимают и смогут понять «в чемподвох». Если ребенок начинает капризничать и никакие способы это прекратить неработают, идите ва-банк. Начните копировать его. Кричите, канючьте, хватайтеего за руку (не сильно), требуйте от него что-нибудь. Например, покормить его,поиграть с Вами и т.д. Ребенок не сразу поймет, в чем дело. Вам нужно сделатьтак, чтобы он как - бы встал на Ваше место.
Этот метод,конечно, не совсем педагогичный но, вполне действенный. Дети начинают понимать,как Вы себя чувствуете, и в следующий раз могут не начать капризничать. Сдругой стороны, Вы решите конфликтную ситуацию безболезненно и для Вас и дляребенка. Дети с радостью начинают ухаживать за Вами и потакать Вашим капризам.Но помните, этот метод на крайний случай. Лучше все-таки все объяснятьцивилизованно, с чувством толком и расстановкой.
· Подавайте хорошийпример
Если Вы самивсе-время капризничаете и ругаетесь с любимым, манипулируете близкими людьми ичасто кричите, не ждите, что ваш ребенок будет паинькой. Если Вы обладаетебольшим темпераментом, старайтесь направить его в позитивное русло. Ребеноксмотрит на Вас, и как бы это не звучало банально Вы главный для него пример.
· Наказывать ли закапризы?
Смотря, что иметьв виду под наказанием. Если шлепать ремнем или ставить на горох, то нет, ни вкоем случае! Насилие это не метод. Понравилось бы Вам, если бы муж за Вашежелание купить новую шубу, отлупил бы Вас портупей или поставил бы в угол?Смешно! Если ребенок капризничает, его нужно лишить внимания и дать понять, чтоВам это не нравится, и что Вы не обязаны его слушать, пока он не начнет вестисебя более благоразумно.
Между вами иребенком есть одно большое отличие: Вы старше, а значит должны быть болеесдержанны и уравновешены. Должны быть в состоянии объяснить ребенку, что он неправ и почему Вы делаете именно так, а не иначе. И тогда дети начинают вестисебя также. Главное найти подход к своему ребенку, тогда и капризов станетгораздо меньше. Любите друг друга и относитесь с пониманием!
Педагог - психолог Сугак А. В